О нас

Для более эффективной работы экипажа

27.07.2001

Согласно многочисленным отечественным и зарубежным исследованиям в этой области установлено, что 70 процентов авиационных происшествий обусловлено снижением уровня надежности действий летного состава, особенно в нестандартных ситуациях полета. Значимость этого вопроса давно обозначил известный советский летчик-испытатель, Герой Советского Союза Михаил Громов: «Для того, чтобы летать надежно, очень нужно знать, как управлять самолетом, но еще важнее знать, как управлять самим собой».
Проблеме человеческого фактора в гражданской авиации уже несколько лет уделяется пристальное внимание на уровне Международной организации гражданской авиации (ICAO) и национальных авиационных администраций. В России с 1 января 2001 года также вступило в действие «Руководство по психологическому обеспечению отбора, подготовки и профессиональной деятельности летного и диспетчерского состава ГА». В нем психологическая подготовка экипажей рассматривается как главное звено в обучении летного состава эффективному взаимодействию во время выполнения рейса.
Для улучшения психологической совместимости экипажей и повышения общего уровня безопасности полетов в авиакомпании «Сибирь» уже на протяжении двух лет ведется подготовительная работа по вводу в действие собственной системы психологической подготовки летного состава. За рубежом такие системы имеют устойчивую аббревиатуру CRM (Cockpit Resource Management), в дословном переводе - «Управление ресурсами кабины экипажа». Применение элементов данного метода профессиональной подготовки экипажей «Сибири» было признано целесообразным на летно-методическом совете Летной службы авиакомпании весной этого года. В настоящее время проблемой внедрения системы психологической подготовки в авиакомпании «Сибирь» занимаются руководитель группы психологического обеспечения профессиональной деятельности летного состава и бортпроводников Комплекса летной эксплуатации (КЛЭ) Николай Будаев, заместитель начальника Летно-методического отдела Александр Терновых и заместитель директора КЛЭ по работе с персоналом Александр Завражин. Этой рабочей группой изучен опыт работы подготовки персонала по программе CRM авиакомпаний «Аэрофлот» и «Волга-Днепр», а также научно-практические разработки Академии ГА (Санкт-Петербург). «Динамичное увеличение доли международных полетов уже сегодня требует соответствия уровня профессиональной подготовки и организации работы экипажей авиакомпании «Сибирь» принятым международным стандартам, в которых подготовка летчиков по программам CRM является обязательным элементом», - отмечает Виктор Микрюков, заместитель генерального директора по качеству и безопасности полетов.


Поделиться