Попасть на подводную лодку

5 сокровищ российского морфлота

  • Покупка
  • Регистрация на рейс
  • Мои бронирования
  •  
  • Авиа
  • Отели
  • Авто
  • Трансфер

Пройтись по узким коридорам и каютам. Заглянуть в перископ и подержаться за командирский руль. Представить, как тысячи отважных подводников считали дни до встречи с солнцем. Вот шесть мест, где можно узнать все о жизни на субмаринах, о легендарных военных походах и подвигах под водой.

С-56. Первая подводная «кругосветка»

С-56 путешествовала с момента создания — ее начали собирать в Ленинграде, а закончили и спустили на воду во Владивостоке. Молодой экипаж новенькой «эски» рвался на фронт — шел 1941 год. Осенью 42-го подводники отправились по амбициозному для тех времен маршруту — к Кольскому полуострову через Курилы, Камчатку и Алеутские острова, гавани США, Канады и Шотландии.

Что такое кругосветный «круиз» на подводной лодке? Это когда 45 человек живут по строгому военному режиму. Под тоннами воды идет своя жизнь — с байками и предвкушением первого настоящего боя, а потом наступает секундная готовность отразить атаку врага. Когда в американских гаванях можно оглядеться по сторонам и угоститься заморскими сигаретами. Когда снова уходишь под воду, а тебя встречают штормы, тайфуны и волны высотой с пятиэтажный дом.

19 раз «эску» объявляли погибшей, но в 1954-м экипаж вернулся в родной Владивосток, завершив «кругосветку».

За 153 дня плавания С-56 прошла 2 океана и 9 морей, добралась до городка Полярный и до конца войны защищала наши границы. 19 раз «эску» объявляли погибшей, но в 1954-м экипаж вернулся в родной Владивосток, завершив «кругосветку». Еще через 20 лет субмарине подарят вторую, мирную жизнь. Теперь это плавучий музей на Корабельной набережной Владивостока. Здесь каждый день, в память о подводных подвигах, поднимают военно-морской флаг СССР.

Как добраться

Владивосток, Корабельная набережная. Работает ежедневно с 10:00 до 20:00. Вход — 100 рублей.

С-189. Подводная «отличница»

Осенью 1954 года Балтийский завод спустил на воду не лодку, а «палочку-выручалочку» для нескольких поколений моряков. С-189 исправно выполняла боевые задания в Атлантике и Балтийском море. На ней проверяли новое оружие и учили «зеленых» матросов подводной жизни. В мирное время лодка красовалась на парадах и участвовала в показательных торпедных стрельбах. Безупречные 35 лет жизни могли бы закончиться бесславным демонтажем и утилизацией. Но и тут субмарина привлекла к себе внимание — неожиданно затонула в Кронштадте.

На помощь С-189 пришли ветераны-подводники Балтийского флота. Через 7 лет после затопления лодку подняли и отправили в док. Еще 5 лет — и «отличница» С-189 превратилась в плавучий музей на набережной Лейтенанта Шмидта.

Тот, кто, приезжая в Питер, не ограничивается маршрутами до крейсера Авроры и ледокола Красина, приходят на лодку и попадают в царство подводников: с крошечными каютами, исправным перископом и историями от настоящих моряков — они проводят здесь экскурсии.

Как добраться

Санкт-Петербург, набережная Лейтенанта Шмидта. Проезд автобусом № 1 от станции метро Василеостровская. Экскурсии проходят каждые 15 минут с 11:00 до 18:00. Вход — 400 рублей. Музей открыт со среды по воскресенье.

Б-396. Субмарина с московской пропиской

Подлодку Б-396 называли «Новосибирским комсомольцем», хотя в Новосибирске она ни разу не была, а служила Северному морфлоту 18 лет. Оберегала от чужаков Баренцево и Норвежское моря. Плавала с заданиями по Атлантике и к Африке. 1 мая 1984 года подлодке дали имя «Новосибирский комсомолец», потому что активной молодежи из Новосибирска уж очень этого хотелось. Правда, когда коммунизм остался в прошлом, Б-396 снова стала «Букахой» — так ее называли сами подводники.

В 2003 году лодка отправилась покорять столицу — ей отвели главную роль в новом музейном комплексе ВМФ России. Чтобы во время экскурсий не приходилось пользоваться люками, между отсеками сделали обычные переходы. Всего отсеков семь — с каютой командира, подвесными койками для матросов, выставочными залами. В кают-компании можно подробно узнать, чем кормили матросов во время службы. Рацион, кстати, не скудный — рыба, красная икра, шоколад, вино и многое другое.

11 мая 1984 года подлодке дали имя «Новосибирский комсомолец», потому что активной молодежи из Новосибирска уж очень этого хотелось.

Московский музей ВМФ расположился на Химкинском водохранилище. Помимо подлодки, здесь «живут» еще два любопытных экспоната: экраноплан «Орленок» — мини-самолет, который низко летает над водой и землей, и десантно-штурмовой катер «СКАТ».

Как добраться

Москва, ул. Свободы, 56, метро Сходненская. Музей работает по вторникам, средам, пятницам и воскресеньям с 11:00 до 19:00, по четвергам — с 13:00 до 19:00. Входной билет — 300 рублей, с экскурсией — 400.

Б-413. Почувствуй себя подводником

Калининградский музей Мирового океана гордится своим редким экспонатом — единственной в стране доатомной подводной лодкой Б-413. Субмарина сохранилась в том же виде, в каком служила Военно-морскому флоту. Были и боевые задания, и более приятные путешествия — деловые визиты на Кубу и в порт Гвинеи.

Сегодня Б-413 стоит у набережной Петра Великого и принимает у себя гостей. Экскурсии больше похожи на квесты: ты становишься частью экипажа и уходишь в виртуальное плавание выполнять боевые задания. Во время игры предстоит атаковать противника, выполнять приказы командира и поддерживать лодку на плаву.

Как добраться

Калининград, набережная Петра Великого, 1. На подлодку можно попасть в любой день, кроме вторника, с 10:00 до 18:00. Входной билет — 200 рублей.

К-21. Герой войны с женским именем

Во времена Великой Отечественной боевым машинам давали имена. Знаменитые «Катюши» наносили артиллерийские удары на земле. Но была еще одна «Катюша», подводная. Субмарина К-21 вступила в состав Северного морфлота в 1941 году. Подлодка вернулась из 12 боевых походов, потопила 17 вражеских кораблей. В июне 42-го экипаж «Катюши» вовремя обнаружил немецкую эскадру, которая преследовала стратегический конвой с военной техникой. Немецкий боевой корабль «Тирпиц», 3 крейсера, 12 миноносцев и гидросамолеты — кто знает, как изменилась бы история, если бы не К-21 и неожиданная для врага атака. Историки и военные до сих пор спорят, попали ли торпеды подлодки в «Тирпиц», но немецкая эскадра тогда отступила. Уже больше 30 лет «Катюша» рассказывает свою историю посетителям музея в Североморске.

Как добраться

Из Мурманска до Североморска ходит автобус № 105. Музей находится на Сафонова, 15.

825 ГТС. Подземный док

В Балаклаве сейчас не найдешь настоящих подводных лодок. Но во времена холодной войны в местную бухту по ночам заходили советские суда, чтобы скрыться на секретной подземной базе. Объект 825 ГТС строили 8 лет — для ремонта судов, хранения боеприпасов и защиты от ядерной атаки со стороны США. Гора Таврос превратилась в уникальный военный объект. Через него проходит канал, по которому подлодки попадали внутрь. Штаб мог защитить от ядерных ударов, в 5 раз превышающих мощность взрыва в Хиросиме, укрыть от бомбардировки до 1000 человек. К счастью, проверить эти возможности не пришлось. В штатном режиме подлодки прибывали в подземный док ремонтироваться.

В 1993 году комплекс закрыли, а через 10 лет его превратили в Музей холодной войны. Оказаться в подземелье можно тем же способом — по водному каналу. Только на обычной лодке и с экскурсоводом. Внутри — не больше 15 градусов, свет приглушен. Гулять по бывшему военному объекту хочется в тишине. Гулять и думать — как безграничны возможности человека, если он защищает свою землю. Хорошо бы узнавать об этом только в музеях, из книг и фильмов. И никогда лично.

Как добраться

Севастополь, Балаклавский район, Таврическая набережная, 22. График работы: среда — воскресенье с 10:00 до 16:00. Входной билет — 200 рублей. muzey-sevastopol.com