Профессия — летать

На связи пилот-инструктор Денис Окань

  • Покупка
  • Регистрация на рейс
  • Мои бронирования
  •  
  • Авиа
  • Отели
  • Авто
  • Трансфер

Мы выбираем самые интересные вопросы о самолетах и авиации, которые задают участники наших официальных сообществ. На них отвечает Денис Окань — пилот-инструктор S7 Airlines.

Как стать пилотом?

  • Насколько просто устроиться пилотом в авиакомпанию после обучения?
  • Все зависит от текущей потребности на рынке пилотов, в том числе и в вашем родном городе. Училища не направляют на работу, но авиакомпании могут приглашать выпускников — такая практика существовала в течение последних лет. Мой совет — не стоит зацикливаться на родном городе, если есть возможность где-то трудоустроиться. Хоть на Камчатке. Очень важно набрать опыт и налет.
  • Правда, что из людей, которые мечтают стать пилотами, очень мало тех, кто добивается своей мечты?
  • Давайте заглянем с другой стороны. Правда ли, что большинство пилотов становятся таковыми из тех, кто не мечтал об этом? Я думаю, что во втором варианте тех, кто попал в авиацию без мечты, ничтожное количество. Конечно же, не каждый, кто мечтал в детстве быть пилотом, эту мечту осуществил. Очень часто просто не хватает решительности.
  • Где быстро и качественно обучиться? И стоит ли отработать для начала бортпроводником?
  • Например, в Oxford Aviation Academy. Работа бортпроводником никаких преференций кроме опыта работы с людьми и какого-то понимания о самолете и безопасности полетов не даст.
  • Как бортпроводнику стать командиром воздушного судна?
  • Отучиться на пилота, пройти ступень второго пилота и оказаться достойным ввода в капитаны.
  • Какие есть ограничения по здоровью для обучения на коммерческого пилота на самолетах Boeing, Airbus и для работы в S7 Airlines?
  • Эти ограничения прописаны в ФАП МО ГА-2002. Это достаточно объемный документ, его можно найти в Интернете. В гражданской авиации пользуются им.
  • Есть шанс попасть в S7 Airlines, имея на руках лицензию CPL и 150 часов + ME?
  • В настоящее время в авиакомпании принят курс на прием на работу выпускников летных учебных заведений Российской Федерации. Если вы таковым являетесь, значит, вы можете претендовать на обучение. Для этого нужно следить за объявлениями о вакансиях на официальном сайте s7.ru. Если вакансия будет открыта, заполнить анкету и отправить ее нам.
  • Мечтаю связать свою жизнь с авиацией, но есть небольшие препятствия: у меня близорукость, –1,5/–1,75. Имею ли я какие-то шансы пройти ВЛЭК?
  • Все требования по медицинским показателям, порядок медосвидетельствований указаны в Федеральных авиационных правилах по медицинскому обеспечению, приказ № 50 (ФАП МОГА 50). Требования обновились, стали более мягкими по отношению к кандидатам на обучение в качестве пилота. Так как я его наизусть не помню (мне это не требуется), то рекомендую не полениться, найти данный документ в Сети — в нем найдете ответы на все вопросы, касающиеся прохождения врачей.
  • Как лучше поступить на пилота: в филиал после 9-го класса или в институт после 11-го? В чем разница?
  • В институтах на пилотов не обучают. Есть училища — высшие или средние, есть университет в Санкт-Петербурге. Есть учебные центры, которые за ваш счет подготовят вас на пилота (но традиционно российские авиакомпании отдают предпочтение выпускникам госучреждений). Я не знаю, как сейчас, но когда учился я, то даже для поступления в среднее летное училище требовалось законченное школьное образование — после 9-го класса не поступали.

О самолетах

  • Зачем нужен FMC? Зачем вбивать туда маршрут и лететь по нему, если все равно все указания в полете на всем протяжении маршрута дают диспетчеры зон, в которых происходит полет, то есть и так «ведут» борт к точке назначения?
  • Самолеты летают по трассам. Соответственно, данные этих маршрутов заносятся в FMC, и самолет выполняет полет по ним. Кроме навигационной функции FMC умеет много чего: выдерживать заданную высоту, профили набора и снижения, считать скорости взлета и посадки, прогнозировать расход топлива, рассчитывать оптимальные высоту и скорость полета и прочее.
    Диспетчер, конечно же, не выдает безостановочно инструкции каждому самолету, его главная задача — удостовериться, что они летят по правильным трассам. Иногда диспетчер дает указание выдерживать тот или иной курс (если требуется ситуацией) или же лететь на определенную точку на маршруте, минуя предыдущие.
  • Говорят, принципиальное отличие советских пассажирских самолетов (самых лучших в мире) и западных — это действия вариометра. Можно узнать о приборе в подробностях? Его функции во время взлета, полета на заданном эшелоне и посадки?
  • Извините, но я улыбнулся. Вариометр показывает скорость изменения высоты полета в метрах в секунду или футах в минуту. Есть разные принципы измерения этой скорости, и они применяются как на отечественных самолетах, так и на зарубежных.
  • Всегда мечтал попасть в кабинку пилотов. Как можно осуществить мечту, к кому обратиться, чтобы пустили в кабину пилотов во время полета?
  • Во время полета постороннему человеку находиться в кабине пилотов запрещено. Однако после выполнения полета на этот счет ограничений нет и, если вам повезет и дверь в кабину пилотов при высадке пассажиров будет открыта, можете попробовать попроситься заглянуть в «святая святых». Особенно высоки шансы на доброжелательность экипажа при полете на зарубежных авиакомпаниях — российские, к сожалению, пока не столь открыты. Но мы работаем над этим.
  • РУС на Airbus-321 расположен сбоку от пилота и представляет собой невнушительную ручку. Сложнее ли с ним управляться, чем с полноразмерным штурвалом?
  • Я летал на А-320 только на тренажере. Сама концепция мне нравится, это удобно. Ведь на А-320 пилот управляет не рулевыми поверхностями напрямую, а задает траектории для компьютера, то есть ему не нужно постоянно ворочать сайдстиком, удерживая крен или тангаж. С этой точки зрения сайдстик — самое то. Хотя «Боинг» считает иначе, оставляя штурвалы на своих суперсовременных В-777 и В-787, имеющих схожий с А-320 принцип управления.
  • Где в самолете перевозят собак?
  • Собак перевозят в багажном отделении. Рекомендую внимательно изучить правила перевозки животных, информацию можно почерпнуть на сайте авиакомпании.
В крови появляется много адреналина, и испытываешь своеобразную эйфорию от отлично проделанной работы

О работе

  • Что чувствует пилот, когда самолет отрывается от земли?
  • Я не буду преувеличивать, особых чувств в момент отрыва от земли на самом деле нет. А вот после посадки — есть, особенно после какого-нибудь сложного рейса. В крови появляется много адреналина, и испытываешь своеобразную эйфорию от отлично проделанной работы.
  • Есть ли какие-то особенности у разных бортов одного типа?
  • Скажу так. На «Боингах-737», на которых мне довелось полетать, индивидуальных особенностей мало. А вот у «Ту-154» — да, каждый хочет обладать своим индивидуальным нравом.
  • Интересно, а есть ли в Российской гражданской авиации женщины-пилоты?
  • Не так много, как хотелось бы, но с каждым годом их становится все больше. В нашей авиакомпании работают две девушки.
  • Расскажите про подготовку пилотов в учебном центре S7 Airlines. Происходит ли переобучение, кого учат и переучивают, на какой базе и какова стоимость?
  • Учебный центр предлагает свои услуги любой авиакомпании, желающей провести тот или иной вид обучения, на который имеется лицензия. Варианты разные. Либо обучение проводят преподаватели и инструкторы центра, либо авиакомпания может арендовать классы и тренажеры. От этого зависит конечная стоимость того или иного курса. Собственно, если речь идет о договоре обучения (например, переучивание на В-737) с какой-то авиакомпанией и центром, то входные требования определяет не центр, а авиакомпания.
Самый любимый аэропорт — Барнаул. Это мой родной город. Нравится летать в Тиват, Сплит и Шамбери — там аэропорты находятся в очень красивых местечках.
  • Не холодно ли пилотам в кабине во время полета?
  • Иногда бывает даже очень жарко. Даже если в салоне прохладно. Не все полеты являются легкой прогулкой.
  • Зачем перед полетом говорят «Внимание персоналу: двери в положение...» — что это такое?
  • Это обязательная процедура. Команду дает старший бортпроводник. После нее проводники, ответственные за свои аварийные выходы, подготавливают систему аварийного выпуска трапов к возможному использованию — при необходимости эвакуации достаточно будет открыть дверь и трап вывалится наружу, надувшись до принятия необходимой формы. Эти системы находятся в ведении кабинного экипажа, то есть проводников. Работа происходит непосредственно на дверях, пилоты из кабины ее сделать не могут.
  • Может ли в полете пассажир самостоятельно открыть дверь? Что тогда будет?
  • В полете пассажир не сможет открыть дверь. Этому помешает перепад давления: воздух прижимает дверь изнутри и физически невозможно пересилить это.
Волнение, конечно же, присутствует — управление самолетом это не езда на велосипеде по лесу.

О личном

  • Как вы отдыхаете между рейсами?
  • Перед и после ночного рейса я стараюсь выспаться.
  • Как ваша жена относится к вашей работе?
  • Моя жена — просто находка для пилота. Мне очень повезло с ней.
  • Какой ваш самый любимый аэропорт вылета и прилета?
  • Самый любимый, наверное, это все же Барнаул — потому что это мой родной город. Только по этой причине я всегда буду ставить его на первое место. А так мне очень нравится летать в Улан-Удэ — я поклонник бурятской кухни, Тиват, Сплит и Шамбери — последние три аэропорта находятся в очень красивых местечках.
  • На каком самолете хотелось бы полетать?
  • Из всех современных лайнеров я особенно заглядываюсь на В-777.
  • Когда летаете пассажиром, то испытываете ли вы чувства, подобные водителю, который едет спереди на пассажирском месте?
  • На работу пилотов внимание практически не обращаю, но мне очень интересно наблюдать за работой бортпроводников. А вообще, я стараюсь заснуть, чтобы быстрее долететь.
  • Что вы видели самое красивое там, в небе?
  • Самое красивое в небе — это ночные города под ночными грозами.
  • Что вы чувствуете при взлете и посадке? Волнуетесь?
  • Удовольствие от полета. Волнение, конечно же, присутствует — все же управление самолетом это не езда на велосипеде по лесу.
  • Какие экзамены вы сдавали при поступлении?
  • Я не сдавал экзамены, так как окончил школу с золотой медалью.
  • Где можно познакомиться с пилотами?
  • В аэропорту.

Мы ждем от вас новых вопросов. На самые интересные из них Денис Окань ответит лично. Новые вопросы и ответы будут опубликованы на этой странице.

Задать вопрос пилоту-инструктору: