Профессия — летать

На связи пилот-инструктор Денис Окань

  • Покупка
  • Регистрация на рейс
  • Мои бронирования
  • Статус рейса
  •  
Поменять местами
Выберите даты
1 0 0
  • Авиа
  • Отели
  • Авто
  • Трансфер

Мы выбираем самые интересные вопросы о самолетах и авиации, которые задают участники наших официальных сообществ. На них отвечает Денис Окань — пилот-инструктор S7 Airlines.

Как стать пилотом?

  • Насколько просто устроиться пилотом в авиакомпанию после обучения?
  • Все зависит от текущей потребности на рынке пилотов, в том числе и в вашем родном городе. Училища не направляют на работу, но авиакомпании могут приглашать выпускников — такая практика существовала в течение последних лет. Мой совет — не стоит зацикливаться на родном городе, если есть возможность где-то трудоустроиться. Хоть на Камчатке. Очень важно набрать опыт и налет.
  • Правда, что из людей, которые мечтают стать пилотами, очень мало тех, кто добивается своей мечты?
  • Давайте заглянем с другой стороны. Правда ли, что большинство пилотов становятся таковыми из тех, кто не мечтал об этом? Я думаю, что во втором варианте тех, кто попал в авиацию без мечты, ничтожное количество. Конечно же, не каждый, кто мечтал в детстве быть пилотом, эту мечту осуществил. Очень часто просто не хватает решительности.
  • Где быстро и качественно обучиться? И стоит ли отработать для начала бортпроводником?
  • Например, в Oxford Aviation Academy. Работа бортпроводником никаких преференций кроме опыта работы с людьми и какого-то понимания о самолете и безопасности полетов не даст.
  • Как бортпроводнику стать командиром воздушного судна?
  • Отучиться на пилота, пройти ступень второго пилота и оказаться достойным ввода в капитаны.
  • Какие есть ограничения по здоровью для обучения на коммерческого пилота на самолетах Boeing, Airbus и для работы в S7 Airlines?
  • Эти ограничения прописаны в ФАП МО ГА-2002. Это достаточно объемный документ, его можно найти в Интернете. В гражданской авиации пользуются им.
  • Есть шанс попасть в S7 Airlines, имея на руках лицензию CPL и 150 часов + ME?
  • В настоящее время в авиакомпании принят курс на прием на работу выпускников летных учебных заведений Российской Федерации. Если вы таковым являетесь, значит, вы можете претендовать на обучение. Для этого нужно следить за объявлениями о вакансиях на официальном сайте s7.ru. Если вакансия будет открыта, заполнить анкету и отправить ее нам.
  • Мечтаю связать свою жизнь с авиацией, но есть небольшие препятствия: у меня близорукость, –1,5/–1,75. Имею ли я какие-то шансы пройти ВЛЭК?
  • Все требования по медицинским показателям, порядок медосвидетельствований указаны в Федеральных авиационных правилах по медицинскому обеспечению, приказ № 50 (ФАП МОГА 50). Требования обновились, стали более мягкими по отношению к кандидатам на обучение в качестве пилота. Так как я его наизусть не помню (мне это не требуется), то рекомендую не полениться, найти данный документ в Сети — в нем найдете ответы на все вопросы, касающиеся прохождения врачей.
  • Как лучше поступить на пилота: в филиал после 9-го класса или в институт после 11-го? В чем разница?
  • В институтах на пилотов не обучают. Есть училища — высшие или средние, есть университет в Санкт-Петербурге. Есть учебные центры, которые за ваш счет подготовят вас на пилота (но традиционно российские авиакомпании отдают предпочтение выпускникам госучреждений). Я не знаю, как сейчас, но когда учился я, то даже для поступления в среднее летное училище требовалось законченное школьное образование — после 9-го класса не поступали.
  • В современном пассажирском самолете пилот по-прежнему остается пилотом или его функции сведены к работе оператора, и все делает электроника? Слышал, что на Западе для того, чтобы стать пилотом, уже не требуется высшее образование, как в России.
  • Понятия «оператор» и «пилот» слишком узкие для полноценного описания профессии. Высшее образование для пилота никогда не требовалось, и сегодня в этом вопросе ничего не поменялось.
  • Какие учебные предметы, на ваш взгляд, самые важные для пилота?
  • Кроме специфических авиационных дисциплин — аэродинамики, навигации и метеорологии — пилоту важно знать особенности анатомии и психологии человека. В нашей работе важен человеческий фактор. Нужно знать свои возможности, работать над поведением и умением взаимодействовать с другими людьми. Важно уметь минимизировать ошибки, распознавать их и успешно исправлять.
  • Можно ли стать пилотом после 27 лет?
  • Конечно можно!

О самолетах

  • Зачем нужен FMC? Зачем вбивать туда маршрут и лететь по нему, если все равно все указания в полете на всем протяжении маршрута дают диспетчеры зон, в которых происходит полет, то есть и так «ведут» борт к точке назначения?
  • Самолеты летают по трассам. Соответственно, данные этих маршрутов заносятся в FMC, и самолет выполняет полет по ним. Кроме навигационной функции FMC умеет много чего: выдерживать заданную высоту, профили набора и снижения, считать скорости взлета и посадки, прогнозировать расход топлива, рассчитывать оптимальные высоту и скорость полета и прочее.
    Диспетчер, конечно же, не выдает безостановочно инструкции каждому самолету, его главная задача — удостовериться, что они летят по правильным трассам. Иногда диспетчер дает указание выдерживать тот или иной курс (если требуется ситуацией) или же лететь на определенную точку на маршруте, минуя предыдущие.
  • Говорят, принципиальное отличие советских пассажирских самолетов (самых лучших в мире) и западных — это действия вариометра. Можно узнать о приборе в подробностях? Его функции во время взлета, полета на заданном эшелоне и посадки?
  • Извините, но я улыбнулся. Вариометр показывает скорость изменения высоты полета в метрах в секунду или футах в минуту. Есть разные принципы измерения этой скорости, и они применяются как на отечественных самолетах, так и на зарубежных.
  • Всегда мечтал попасть в кабинку пилотов. Как можно осуществить мечту, к кому обратиться, чтобы пустили в кабину пилотов во время полета?
  • Во время полета постороннему человеку находиться в кабине пилотов запрещено. Однако после выполнения полета на этот счет ограничений нет и, если вам повезет и дверь в кабину пилотов при высадке пассажиров будет открыта, можете попробовать попроситься заглянуть в «святая святых». Особенно высоки шансы на доброжелательность экипажа при полете на зарубежных авиакомпаниях — российские, к сожалению, пока не столь открыты. Но мы работаем над этим.
  • РУС на Airbus-321 расположен сбоку от пилота и представляет собой невнушительную ручку. Сложнее ли с ним управляться, чем с полноразмерным штурвалом?
  • Я летал на А-320 только на тренажере. Сама концепция мне нравится, это удобно. Ведь на А-320 пилот управляет не рулевыми поверхностями напрямую, а задает траектории для компьютера, то есть ему не нужно постоянно ворочать сайдстиком, удерживая крен или тангаж. С этой точки зрения сайдстик — самое то. Хотя «Боинг» считает иначе, оставляя штурвалы на своих суперсовременных В-777 и В-787, имеющих схожий с А-320 принцип управления.
  • Где в самолете перевозят собак?
  • Собак перевозят в багажном отделении. Рекомендую внимательно изучить правила перевозки животных, информацию можно почерпнуть на сайте авиакомпании.
  • Говорят, компания Airbus выпускает самолеты как с джойстиком, так и со штурвалом. Чем пользуются пилоты компании S7 Airlines и что удобнее для вас?
  • Я летаю на Вoeing 737, у нас старый добрый штурвал. Никогда не слышал о том, чтобы самолеты серии Аirbus 320 выпускались со штурвалом. Видел только с сайдстиками (sidestick) — это правильное название «джойстика». Удобно и то и другое.
  • Правда ли, что самолет садится на автопилоте?
  • Большинство современных самолетов могут выполнить автоматическую посадку, но не везде и не всегда. Чаще всего мы это делаем сами. Подробнее об этом я рассказываю в статье «Как садятся самолеты
  • Чувствует ли пилот габариты самолета так же, как водитель автомобиль?
  • Конечно! Без этого чувства рулить между другими самолетами и безопасно приземлять лайнер невозможно.
  • Почему в Boeing так сильно чувствуется перепад давления в отличие от других самолетов? И закладывает ли уши у пилотов на взлете и посадке?
  • Возможно, это особенность вашего организма. Я не чувствую никакой разницы, летая на разных модификациях Boeing, Airbus и другой авиатехники.
В крови появляется много адреналина, и испытываешь своеобразную эйфорию от отлично проделанной работы

О работе

  • Что чувствует пилот, когда самолет отрывается от земли?
  • Я не буду преувеличивать, особых чувств в момент отрыва от земли на самом деле нет. А вот после посадки — есть, особенно после какого-нибудь сложного рейса. В крови появляется много адреналина, и испытываешь своеобразную эйфорию от отлично проделанной работы.
  • Есть ли какие-то особенности у разных бортов одного типа?
  • Скажу так. На «Боингах-737», на которых мне довелось полетать, индивидуальных особенностей мало. А вот у «Ту-154» — да, каждый хочет обладать своим индивидуальным нравом.
  • Интересно, а есть ли в Российской гражданской авиации женщины-пилоты?
  • Не так много, как хотелось бы, но с каждым годом их становится все больше. В нашей авиакомпании работают две девушки.
  • Расскажите про подготовку пилотов в учебном центре S7 Airlines. Происходит ли переобучение, кого учат и переучивают, на какой базе и какова стоимость?
  • Учебный центр предлагает свои услуги любой авиакомпании, желающей провести тот или иной вид обучения, на который имеется лицензия. Варианты разные. Либо обучение проводят преподаватели и инструкторы центра, либо авиакомпания может арендовать классы и тренажеры. От этого зависит конечная стоимость того или иного курса. Собственно, если речь идет о договоре обучения (например, переучивание на В-737) с какой-то авиакомпанией и центром, то входные требования определяет не центр, а авиакомпания.
Самый любимый аэропорт — Барнаул. Это мой родной город. Нравится летать в Тиват, Сплит и Шамбери — там аэропорты находятся в очень красивых местечках.
  • Не холодно ли пилотам в кабине во время полета?
  • Иногда бывает даже очень жарко. Даже если в салоне прохладно. Не все полеты являются легкой прогулкой.
  • Зачем перед полетом говорят «Внимание персоналу: двери в положение...» — что это такое?
  • Это обязательная процедура. Команду дает старший бортпроводник. После нее проводники, ответственные за свои аварийные выходы, подготавливают систему аварийного выпуска трапов к возможному использованию — при необходимости эвакуации достаточно будет открыть дверь и трап вывалится наружу, надувшись до принятия необходимой формы. Эти системы находятся в ведении кабинного экипажа, то есть проводников. Работа происходит непосредственно на дверях, пилоты из кабины ее сделать не могут.
  • Может ли в полете пассажир самостоятельно открыть дверь? Что тогда будет?
  • В полете пассажир не сможет открыть дверь. Этому помешает перепад давления: воздух прижимает дверь изнутри и физически невозможно пересилить это.
  • Как пилот понимает, к какому гейту подрулить? Как ориентироваться на взлетно-посадочной полосе?
  • В каждом аэропорту свои маршруты руления и схемы вылета, захода на посадку и расстановки самолетов. Пилоты ориентируются по схемам в специальном сборнике и получают указания диспетчера по маршруту руления и номеру стоянки. Аэродром имеет специальную разметку, как автодорога — здесь есть свои идентификаторы и указатели с номерами дорожек. Ориентируясь по схеме, мы не теряемся даже в незнакомом аэропорту.
  • Почему путь из Москвы на восток быстрее, чем обратно?
  • Такое происходит часто, но не всегда. Все зависит от направления ветра. Как правило, он дует с запада на восток.
  • Могут ли пилоты чаще выходить в эфир во время полета? Например, рассказывать про достопримечательности города, в который летит самолет.
  • Могут. Многие пилоты, и я в их числе, не ограничиваются обычным приветствием и говорят, на что обратить внимание во время полета. Это здорово, но не все наши пассажиры рады мешающему их отдыху голосу. Кроме того, во время комментариев пилот не может сосредоточиться на управлении самолетом на сто процентов, поэтому в полете мы стараемся включать громкую связь только в спокойной, ненагруженной обстановке.
  • Сколько полетов может совершить пилот за день? Случалось ли вам за 24 часа увидеть все четыре сезона?
  • В России время работы и отдыха пилота регламентировано Приказом Минтранса № 139. Чем больше посадок, тем меньше рабочий день. Максимальное количество посадок — четыре, и это такие рейсы, как Москва — Санкт-Петербург. В свое время мне удалось полетать на авиационно-химических работах — там бывало до 50 посадок за день. Правда, рейсы были короткими, не более 15 минут. Полеты начинались на рассвете. Первая смена длилась до 10 часов утра. Потом начиналась жара, во время которой мы делали перерыв и продолжали уже вечером, до заката. Уставали, конечно, но было очень интересно.
  • Как проходит предрейсовый медосмотр пилотов? И есть ли в аэропорту резервные пилоты, чтобы подменить товарищей в форс-мажорной ситуации?
  • Наличие резервных пилотов и бортпроводников, способных оперативно подменить коллег, — обязательное условие работы большой авиакомпании. На медконтроле фельдшер интересуется нашим отдыхом, жалобами на самочувствие, оценивает общее состояние, измеряет пульс и при необходимости давление.
  • Как влияет частая смена часовых поясов на организм?
  • Здоровья это не добавляет. Поэтому для пилота так важен правильный отдых. Я стараюсь не нервничать, заниматься спортом и правильно питаться.
Волнение, конечно же, присутствует — управление самолетом это не езда на велосипеде по лесу.

О личном

  • Как вы отдыхаете между рейсами?
  • Перед и после ночного рейса я стараюсь выспаться.
  • Как ваша жена относится к вашей работе?
  • Моя жена — просто находка для пилота. Мне очень повезло с ней.
  • Какой ваш самый любимый аэропорт вылета и прилета?
  • Самый любимый, наверное, это все же Барнаул — потому что это мой родной город. Только по этой причине я всегда буду ставить его на первое место. А так мне очень нравится летать в Улан-Удэ — я поклонник бурятской кухни, Тиват, Сплит и Шамбери — последние три аэропорта находятся в очень красивых местечках.
  • На каком самолете хотелось бы полетать?
  • Из всех современных лайнеров я особенно заглядываюсь на В-777.
  • Когда летаете пассажиром, то испытываете ли вы чувства, подобные водителю, который едет спереди на пассажирском месте?
  • На работу пилотов внимание практически не обращаю, но мне очень интересно наблюдать за работой бортпроводников. А вообще, я стараюсь заснуть, чтобы быстрее долететь.
  • Что вы видели самое красивое там, в небе?
  • Самое красивое в небе — это ночные города под ночными грозами.
  • Что вы чувствуете при взлете и посадке? Волнуетесь?
  • Удовольствие от полета. Волнение, конечно же, присутствует — все же управление самолетом это не езда на велосипеде по лесу.
  • Какие экзамены вы сдавали при поступлении?
  • Я не сдавал экзамены, так как окончил школу с золотой медалью.
  • Где можно познакомиться с пилотами?
  • В аэропорту.
  • Какой ваш самый любимый борт?
  • У нас 19 самолетов Boeing 737. Не могу отдать предпочтение никакому из них, иначе остальные обидятся.
  • Считаете ли вы свои рейсы? Сколько полетов у вас было?
  • Я считаю только время, проведенное в полете — уже более 8 000 часов. При желании могу узнать количество выполненных полетов, начиная с 2011 года. Именно тогда в S7 Airlines началось внедрение электронной системы управления ресурсами (AIMS). AIMS помнит все.
  • Как вы относитесь к фотографам-авиаспоттерам?
  • Я за общение, обмен опытом и качественные фотографии.
  • Какая у вас любимая книга?
  • У меня их две: «Испытано в небе» и «Через невидимые барьеры». Обе написаны замечательным писателем Марком Лазаревичем Галлаем — знаменитым летчиком-испытателем, Героем Советского Союза. Если вы увлекаетесь авиацией, рекомендую к прочтению.
  • Как попасть на рейс с Денисом Оканем?
  • Даже и не знаю, что ответить. Сам я, будучи пассажиром, летаю со всеми. И мне это нравится!

Мы ждем от вас новых вопросов. На самые интересные из них Денис Окань ответит лично. Новые вопросы и ответы будут опубликованы на этой странице.

Задать вопрос пилоту-инструктору: