Впечатления, вдохновение, акварель

Ловить оттенки морских портов

  • Покупка
  • Регистрация на рейс
  • Мои бронирования
  • Статус рейса
  •  
Поменять местами
Выберите даты
1 0 0

В детстве мы коллекционировали наклейки и игрушки. Когда выросли, стали собирать билеты на самолет, магнитики на холодильник, теплые встречи и яркие сновидения. Но главные сокровища — это впечатления. Юля Барминова — художник-акварелист, которая собирает коллекцию портов по всему миру.

  • Смотришь на твои картины и чувствуешь, как дует легкий морской бриз. Когда ты решила стать художником?
  • Мне кажется, творческие профессии не выбирают. Если внутри у человека есть искра, все произойдет само. Перед ним лежит листочек с ручкой, и он обязательно начнет рисовать. Любовь к своему делу непременно проявится.
  • Я всегда рисовала. Даже не помню подвижные игры со сверстниками. В докомпьютерное время была звездой класса: всем подружкам перерисовывала в тетради диснеевских принцесс. Делала контрольные по черчению за шоколадки. Это получалось естественно и просто. Поэтому решила учиться на архитектора. И параллельно пыталась получить художественное образование: работала в студиях, пробовала рисовать маслом, акрилом. Но всегда пыталась найти что-то за рамками академического образования. Тогда я бросала студию, в которой училась, и начинала искать другую.
  • У меня есть три морских акварели из 2009 года. Я закончила учебу, считала себя художником и впервые попробовала нарисовать морской пейзаж, у меня не получилось. Это была катастрофа. И решила: «Море никогда не буду рисовать. Это не мое». Как с мужчиной, который тебя отверг, и ты говоришь себе: «И не надо. Не очень-то хотелось».

    Я выбросила все художественные материалы и устроилась администратором в школу живописи. И только спустя четыре года подумала: если меня это радует, почему я этого не делаю?! Я могу рисовать все, что хочу, и просто получать от этого удовольствие. Теперь я никому не должна предоставлять отчеты, корочки и дипломы. Море я не рисовала, но выбрала два главных сюжета: архитектуру и цветы.

  • Почему все изменилось?
  • Прошло два года, я жила на Кипре. Проходила мимо порта — и при виде рыбацких лодок сердце начинало стучать чаще. Это был сюжет моей мечты.
    Розовое, оранжевое на закате, спокойное, сложное, с бликами, с камнями под водой, с лодками и рыболовными деталями. Или абстрактное: только перетекающие друг в друга бирюзовые и синие элементы, отдаленно напоминающие волны.

    В итоге я сдалась. В 2014 году нарисовала первую морскую акварель в порту Лимассола. Получилось неплохо. Тогда поняла: я нашла себя. Ведь если это твой сюжет, ты будешь рисовать его тысячу, две, пять тысяч раз — и тебе все еще будет интересно. От моря я никогда не устану. Это неисчерпаемая тема. Оно разное: красивое, сложное, бирюзовое, сиреневое, розовое, черное, синее, яркое, серое, стихийное, спокойное, горячее, холодное, контрастное, скучное, невероятное.

  • Чтобы найти сюжеты для картин, надо объехать весь мир?
  • Я много путешествую — мне все надо увидеть своими глазами. Найти достойный сюжет намного сложнее, чем потом нарисовать его. Нужно приехать к морю, добраться до порта, поймать красивый свет. Я рисую по своим фотографиям, из некоторых мест привожу десятки снимков.
    Путешествовать ради закатов в порту. Смотреть, как по-разному небо отражается у берегов рек, озер, морей и океанов. Перерисовывать рыбацкие снасти. Слушать, как чайки на всех языках кричат одинаково. Мечтать о новых местах. Запоминать нечто большее, чем просто детали и цвета.
  • Сколько портов в твоей коллекции?
  • На сегодняшний день у меня 13 стран и 58 портов. Это Кипр, Франция, США, Нидерланды, Испания, Швейцария, Италия, Израиль, Португалия, Северный Кипр, Словения, Хорватия и Сербия. Эту серию я назвала «Острова в океане» по книге Эрнеста Хемингуэя.

    Но нигде я не видела такого красивого моря, как на Кипре. Там меня впервые заворожила игра бликов на поверхности воды, переплетение канатов, рыбацкие снасти, крики чаек в порту.

  • А потом закрыли границы...
  • Да, я планировала набрать сто портов к концу года. Получилось всего три. В марте слетала в Париж, с тех пор я в России. У меня был кризис: два месяца я вообще не рисовала. Жила между Казанью и Москвой и не знала, что делать без моря. Тогда объявили самоизоляцию и даже в Крым нельзя было поехать.

    И тут случилось чудо. Я увидела рекламу школы яхтинга — они запустили обучение капитанов онлайн. Можно было узнать все про навигацию, устройство лодки, ветры и течения. И подумала, что это поможет углубить мою тематику.

  • Яхтинг повлиял на твое творчество?
  • Я постоянно рисовала море, но никогда не ходила под парусом. Обучение позволило мне увидеть воду с лодки.

    В июле я поехала в Петербург, начала ходить под парусами, управлять яхтой. Выучила весь такелаж, шкоты, фалы, брасы. Следующими пунктами стали Москва и Нижний Новгород. Оказалось, там тоже есть яхтинг и можно снимать потрясающие сюжеты. Удивительно: я пока не могу посетить порты других стран, но занятия яхтингом помогли подняться на новую ступень. Если бы не было карантина, я так бы и стояла на берегу и смотрела на лодки со стороны. И никогда бы не стала частью этого морского приключения.

  • Если бы из воды показалась золотая рыбка, что бы ты загадала?
  • Я мечтаю, чтобы границы открылись.
  • Присоединяюсь к мечте. И куда бы ты отправилась?
  • Я бы хотела совершить переход на яхте по всему Средиземноморью. От берегов Португалии, мимо Испании, Франции, Италии — и дальше по побережью к Марокко и Тунису. А после — пересечь Атлантику и отправиться на Карибы.

    Чтобы встретить настоящую историю, нужно искать. Сорваться в другой город, чтобы увидеть закат, приезжать в яхт-клуб, чтобы поймать новый свет. Ждать момента, рисковать и не бояться утопить телефон ради пары кадров, потому что именно они могут быть «теми самыми».

  • Какого цвета твое море?
  • Оно везде разное. Чем дальше от экватора, тем оттенки серее. Не такие бирюзовые, изумрудные, как на Атлантике в районе Португалии. Раньше я слегка приукрашивала воду — делала ее ярче, синее, бирюзовее. А сейчас я стараюсь не искажать цвета. Чтобы потом люди узнавали: вот Швейцария, а здесь — Дунай. На последних работах волны стального оттенка — это Финский залив.
  • Ты замечала, что твои акварели вдохновляют людей на путешествия?
  • Думаю, да. Мы с учениками часто выезжаем на пленэры. Столько знакомств, новых впечатлений и возможностей никогда не найти сидя дома.

    Мне кажется, что акварель, путешествия, яхтинг — это способ испытать что-то особенное, волшебное. Мне нравится атмосфера в порту и в яхт-клубе. Много классных людей. Во Франции рисовала лодку, мимо проходил ее хозяин и тут же решил купить работу. Были случаи, когда я обменивала акварели на парусные тренировки.

  • У тебя есть верный попутчик — твоя дочь Олеся. Вы постоянно путешествуете вместе. При этом ты ведешь мастер-классы и пленэры. Как тебе это удается?
  • Моей дочке 10 лет. Я вернулась к рисованию, когда ей было два года. Я отношусь к творчеству серьезно. Сейчас это моя работа, и я хочу уделять этому время. Это отношение я старалась донести до нее. Для детей рисование — это развлечение. Но если говорить, что для тебя это важно, ребенок однажды поймет. Я говорила Олесе: «Три часа я работаю, потом проведем время вместе». Уже в шесть-семь лет она позволяла преподавать. И сама увлеклась рисованием.
  • Многие мечтают творить, путешествовать, рассекать волны на яхте. Расскажи, как найти источник вдохновения?
  • Мне кажется, творчество — это невозможность не делать. Сначала ты уделяешь ему время, потому что получаешь от этого удовольствие. Каждый день приходишь и думаешь: «Я сейчас порисую, потому что мне будет хорошо. Не потому, что надо. Не потому, что я за это получу деньги. И я не буду думать о результате».

    Через год будет заметен прогресс. Не бывает такого, что бьют в одну точку — и нет результата. Получается все лучше и лучше.

    Я не верю в талант. Я верю в то, что время, желание, страсть и энергия, которые вы отдаете творчеству, возвращаются к вам результатом. Сколько вы отдали, столько и вернулось.
  • А дальше стоит прислушаться к своим желаниям. Надо перестать обманывать себя. Некоторые говорят: «Мне нравится обнаженная натура, но я буду рисовать красные цветы, потому что они лучше продаются». Надо вытащить наружу свою индивидуальность. Так быстрее станешь узнаваемым. Все художники, которых я знаю, очень принципиально относятся к выбору сюжета. Рисуют только то, что нравится. Мечтаешь рисовать камни или налить краску в банку и вылить ее на холст? Готов это делать бесчисленное количество раз? Значит, это твое. Посмотри на творчество как на нечто, где тебе позволено абсолютно все.

    Я не родилась художником-акварелистом, рисующим море. Творчество дарило мне такое счастье, что я стала делать это снова и снова. И я хочу продолжать.

Беседовала Ксения Кабак
Фотографии и картины Юлии Барминовой